Муниципальная реформа – очередной этап

 

1397728106_img_6681  17 апреля в Государственной Думе РФ принимал участие в заседании Совета руководителей фракции Всероссийской политической партии «Единая Россия». Один из вопросов, который обсуждался на заседании, это вопрос об очередном этапе реформирования органов местного самоуправления.

Предложений от участников заседания было высказано много и я думаю, они будут услышаны при принятии законодательства. Свое мнение по этому вопросу, конечно в более сжатом варианте, высказал и я. Оно изложено ниже.

В Государственную думу Российской Федерации в марте этого года внесён законопроект, который предусматривает отмену выборов глав муниципальных образований на всеобщих выборах в городах с районным делением. Меняется система выборности и в муниципальных районах. Проект закона уже поступил в Орловский областной Совет народных депутатов, мы создали рабочую группу по подготовке предложений, готовится обсуждение с муниципалитетами, полномочия которых будут изменяться.

Необходимость очередного этапа муниципальной реформы созрела давно. Вот только одно из обращений, поступивших от глав сельских  поселений одного района. Думаю, что под ним подписались бы их коллеги всей Орловщины, да и не только Орловщины. Процитирую несколько строк письма.

«В сельских поселениях сложилась критическая ситуация обеспеченности. Из года в год уменьшается сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, план по поступлению собственных доходов с каждым годом увеличивается. Выполнять данный план сложно, так как численности населения с каждым годом сокращается, исчезают сельхозпредприятия… Кроме того, на балансе поселений находятся сельские клубы и Дома культуры, а бюджет таков, что либо мы содержим очаги культуры, либо администрации с их полномочиями.

Сельские поселения не располагают денежными средствами на выполнение полномочий, предусмотренных 131 Федеральным Законом…К тому же федеральные надзорные органы штрафуют за неисполнение тех или иных полномочий, прописанных в уставах сельских поселений, так как отсутствие денежных средств от ответственности не освобождает».

1397728214_img_6709В чём её суть реформы? Одно из ключевых направлений – приближение власти к населению в целях повышения эффективности решения местных проблем. На необходимость обеспечения реального взаимодействия местной власти с населением указал Президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ.

Законопроект предполагает предоставить право субъектам Российской Федерации создавать внутри крупных городов или административных центров, или городов с градообразующими предприятиями районы с наделением им полномочий, присущих органам местного самоуправления.

Для лучшего понимания рассмотрим проект на примере города Орла. В настоящее время в нём органы местного самоуправления состоят из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Глава города избирается из состава представительного органа. Исполнительным органом руководит сити-менеджер. По предлагаемому новым законодательством варианту внутри городского округа могут быть созданы внутригородские муниципальные образования с минимальным набором полномочий. В Орле – четыре,  по уже имеющемуся административному делению. На всеобщих муниципальных выборах избираются районные депутаты и главы внутригородских образований. Они в свою очередь делегируют по квоте, установленной законом субъекта, депутатов в городской совет. Депутаты городского совета из своего состава избирают главу города. Исполнительным органом (администрацией), руководит сити-менеджер, назначаемый депутатами представительного органа из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией, сформированной 50/50 по предложению главы региона и представительного органа городского округа.

Плюсы и минусы нового варианта. На каждого депутата в городском округе будет приходится по 2-3 тысячи избирателей, а не по 7, как сейчас. Но избежать увеличения расходов на управление при этом вряд ли удастся.

Еще раз подчеркну. Федеральный закон дает право субъектам самим определять порядок формирования местного самоуправления городского округа. Это значит, что может сохраниться и существующая схема управления, а также возможен возврат к всеобщим выборам мэра, если в Уставе города это будет прописано. В этом случае должность сити-менеджера упраздняется.

Теперь рассмотрим порядок формирования местного самоуправления  в городских и сельских поселениях. По действующему законодательству органы местного самоуправления состоят из представительного органа, который состоит или а) из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, или б) формируется из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района. Глава муниципального района избирается или на муниципальных выборах, или представительным органом из своего состава.

Новое законодательство предлагает представительный орган муниципального района формировать из депутатов представительных органов поселений, входящих в состав района, а главу муниципального образования избирать представительным органом из своего состава. В этом случае глава является и председателем представительного органа. Как видим, здесь альтернатива не закладывается. Исполнительным органом местного самоуправления (администрацией) руководит сити-менеджер, назначаемый на таких же условиях, как управленец в городских округах.

Разработчики законопроекта ожидают, что преобразования снимут чрезмерную нагрузку с сельских поселений. Сегодня для них наличие свыше 30 полномочий является очень обременительной ношей. А отсутствие реального финансирования приводит к проблемам в реализации полномочий. В вопросах местного значения поселения остаются такие серьезные позиции, как утверждение бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом: создание условий для обеспечения жителей услугами связи: организация и создание условий для организации досуга и обеспечение услуга и организации культуры. Из 34 полномочий сельскому поселению остаётся 13, а остальные будут регулироваться районом. Среди них вопросы, касающиеся осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей и ряд других.

Несомненно, развитие местного самоуправления возможно при решении трех блоков вопросов, требующих законодательного регулирования. Это:

— обеспечение финансовыми источниками реализации наделенных полномочий;

— вопросы разграничения полномочий между различными уровнями власти;

— институциональные основы местного самоуправления.

Только комплексное решение этих вопросов поможет власти на местах эффективно решать проблемы населения.

Несмотря на то, что законопроект сыроват, по многим позициям недоработан, российские региональные парламенты приступили к его обсуждению. В ближайшее время начнется оно и в нашей области. Орловские законодатели ждут активного участие в рассмотрении вопроса представителей муниципальных образований. Мы хотим услышать голос тех, для кого эта реформа затевается, людей управляющих на земском уровне, чтобы двигаться в правильном направлении.

Подводя итоги, состоявшего 17 апреля заседания, руководитель фракции «Единая Россия» в Государственной Думе РФ В.А. Васильев отметил, что реформы органов местного самоуправления призваны прежде всего к тому, чтобы власть была приближена к населению и полномочия подкреплялись финансовыми ресурсами.



Просмотр
Введите Вашe-mail :



	

Похожие записи

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Leave a Reply